Угловая шлифмашинка (УШМ) – ручной электроинструмент, в просторечии именуемый «болгаркой». Служит для шлифовки, для резки металла и камня, черепицы и алебастра, ЖБИ и древесного массива, пластика и гипсокартона. Разберемся, какими бывают расходники для болгарки, как их правильно выбрать.
Основные технические характеристики дисков для «болгарки»
Характер производимой угловой шлифмашинкой работы, глубина и толщина разреза напрямую связаны с материалами изготовления кругов, их размерами, другими параметрами.
Размеры диска для УШМ
Габариты кругов для УШМ:
- Диаметр посадочного гнезда.
- Внешний диаметр.
- Толщина.
Рассмотрим эти размеры более подробно.
Внешний диаметр
При выборе круга важно учесть, что его внешний диаметр должен подходить под параметры угловой шлифовальной машинки. Если в параметрах электроинструмента указан максимальный диаметр диска 125 миллиметров, то круг на 250 миллиметров для него не подойдет.
Этот параметр – основная характеристика круга для угловой шлифмашинки. От него зависит не только глубина и толщина пропила, но и характер выполняемых работ.
Размер кругов на болгарку находится в диапазоне 115 – 230 мм.
Внешний диаметр диска напрямую связан с классом оборудования. По мощности УШМ делятся на малые, средние и большие.
Какой размер диска на маленькую болгарку мощностью 0,6 – 1,2 киловатта: 115 – 125 миллиметров.
Внешний диаметр для оборудования среднего класса мощностью до 2 киловатт: 150 – 180 миллиметров.
Какой размер диска на большую болгарку мощностью до 3 киловатт: 230 миллиметров. Эти УШМ относятся к профессиональному строительному электроинструменту.
Посадочный диаметр
У современных инструментов посадочный диаметр обычно равен 22,23 мм. Часто он обозначается 22,2 мм или 22 мм. Однако это не значит, что круги под этот стандарт нельзя установить на болгарки с посадочными местами других размеров. Можно, но через переходники в виде колец различных диаметров.
Помимо 22,23 мм, встречаются посадочные диаметры, мм: 10, 13, 16, 23, 32.
Толщина диска
Производятся диски толщиной от 0,7 до 6 мм. Наиболее распространены круги от 1,0 до 1,5 мм.
Допустимая скорость вращения диска
Допустимая скорость вращения диска (а заодно и вала двигателя угловой шлифмашинки) напрямую связана с техникой безопасности при работе с электроинструментом. Объясняется это тем, что при линейной скорости рабочей кромки круга свыше 80 м/с диск может разлететься и осколками нанести травму оператору. А так как линейная скорость рабочей кромки находится в прямой зависимости от внешнего диаметра, для дисков разных размеров будет различно и максимальное количество оборотов шпинделя в минуту.
Максимальная скорость вращения для кругов:
- 115 — 125 мм: 10-11000 об/мин.
- 150 — 180 мм: 8500 об/мин.
- 230 мм: 6650 об/мин.
Материал изготовления диска
Маркировка дисков с электрокорундовым/корундовым наполнением:
Маркировка | Электрокорунд |
14А (А) | нормальный |
25А (WA) | белый |
38A (ZK) | циркониевый |
Маркировка дисков с абразивным наполнением в виде карбида кремния:
Маркировка | Карбид кремния |
53С, 54С (С) | черный |
63С, 64С (GC) | зеленый |
Керамический связующий материал маркируется буквами V (K).
Маркировка бакелитовых связок:
Маркировка | Бакелитовая связка |
BF (БУ) | с укрепляющими компонентами |
B (Б) | бакелитовая |
B4 (Б4) | с добавками на графитовой основе |
Для работы с металлами используются круги из корунда и электрокорунда. Бетон и камень режут дисками, изготовленными из карбида кремния. Для резки керамики применяют так называемые алмазные диски. Алмазов в их составе, конечно же, нет.
Для какого материала предназначены диски
На круге можно найти маркировку-надпись, указывающую материал/материалы, для работы с которыми этот диск предназначен.
Маркировка | Диск служит для резки |
Metal | металлов |
Steel | стали |
Inox | нержавейки и стали с содержанием легирующих элементов свыше 10% (высоколегированной) |
Concrete | ЖБИ, камня |
Aluminium | алюминия, дюрали, других сплавов и цветмета |
Castiron | чугуна и литья |
Определить, для каких материалов предназначен абразивный диск, можно и по цветовой маркировке.
- Цветовая маркировка
- Оранжевый: для кирпича.
- Зеленый: для гранита.
- Желтый: для кафельной плитки и алебастра.
- Синий: для бетонных поверхностей и мрамора.
- Серый: для керамики и черепицы.
При рассмотрении месторасположения надписей будем ориентироваться на круги отечественных производителей. В импортных изделиях маркировка может находиться в других местах.
С левой стороны круга указываются его размеры (внешний диаметр х толщина диска х посадочный диаметр) в миллиметрах и дюймах. Например, 200 х 2,5 х 22,23 и 8″ х 1/10″ х 7/8″.
Между размерами в миллиметрах и дюймах указывается допустимая скорость вращения. Например, 8500.
Виды дисков
В продаже можно найти диски нескольких типов: отрезные и фрезеровальные, обдирочные и полировальные, заточные и шлифовальные. Каждый из типов служит для выполнения некоторого спектра работ. Рассмотрим более подробно.
Отрезные диски
Абразивные отрезные круги служат для резки:
- Металлов.
- Камня, керамики, бетона.
- Древесного массива.
Диски для резки металла чаще всего изготавливаются из абразивного материала с бакелитовым связующим компонентом. Армируются сеткой из стекловолокна, уложенной в несколько слоев. Посадочное место усилено металлической муфтой. В качестве абразива может выступать электрокорунд (часто), корунд естественного происхождения (редко), карбид кремния.
Круги для резки камня, керамики и бетона имеют сходное строение. Производятся в виде сплошных и сегментированных дисков. Помимо абразивных, в продаже можно найти и металлические круги с напылением из абразивного материала по кромке.
Диски для резки древесного массива используются достаточно редко. Работать с ними небезопасно.
Универсальные круги, как понятно из названия, могут использоваться для резки фактически любых материалов, применяемых в ремонтно-строительных работах. Стоят недешево.
Обдирочные
Обдирочные круги, они же кордщетки, по сути представляют собой щетки с металлической щетиной, насаживающиеся на шпиндель УШМ. Используются для удаления ЛКМ на значительной площади, для очистки поверхностей от грязи, ржавчины, продуктов окисления.
Шлифовальные
Как и в случае обдирочных дисков, назначение шлифовальных кругов понятно по их названию. С их помощью шлифуются металлические изделия, древесный массив и иные материалы. Шлифовка производится с помощью наждачной бумаги. Какие бывают шлифовальные круги для болгарки: радиальные и торцевые. Естественно, эффективность обработки того или иного материала находится в зависимости от зернистости наждака.
Зернистость оснастки выбирается в зависимости от характера строительно-ремонтных работ. Так, для отделочного шлифования размер зерна должен вписываться в диапазон 180 – 320. Для круглого обдирочного и чистового – 24 – 36 и 60 – 100 соответственно. Для плоского шлифования понадобится круг с зернистостью от 16 до 36.
Заточные
Заточный диск + угловая шлифмашинка = достойная альтернатива точильному станку. С помощью заточного круга, который, как правило, имеет толщину не менее 5 миллиметров, осуществляется заточка ножей, топоров и других режущих инструментов. Также с их помощью можно обрабатывать сварочные швы и производить некоторые другие операции.
Заточный диск представляет собой абразивный круг, аналогичный использующимся в точильных станках.
Полировальные круги для УШМ
Полировальные диски выпускаются с мелкозернистой абразивной поверхностью или в виде насадки, предназначенной для крепления сменных накладок с разными размерами зерна. Для полировки могут и вовсе использоваться не твердые диски, а тканевые или войлочные накладки-«подушки».
Фрезеровальные диски
Диск-фреза предназначен для профессиональной обработки древесного массива. С помощью подобного круга можно создавать формы со сложной геометрией, делать пазы, чашеобразные выемки и так далее. В том числе используются для:
- Создания скульптурных форм из массива древесины.
- Выравнивания деревянных полов.
- Снятия старых лакокрасочных покрытий.
- Реставрационных работ.
Как правильно устанавливать диск
При установке круга нужно следовать следующим правилам техники безопасности:
Замена диска производится исключительно при выключенном электроинструменте.
Все работы должны производиться с использованием СИЗ (рукавицы, очки).
Не допускается резка без защитного кожуха.
Используемый круг должен соответствовать своему назначению: режьте отрезным, шлифуйте шлифовальным.
Методы раскручивания, если диск заклинило
Заклинивание диска на болгарке – обычное дело. В руководстве пользователя в лучшем случае описан один метод раскручивания – с помощью рожкового ключа, входящего в базовую комплектацию электроинструмента.
Однако, во-первых, «родной» рожковый ключ обычно удобством и высоким качеством не отличается даже в дорогих моделях УШМ. Во-вторых, по какой-либо причине его попросту может не оказаться под рукой (потеряли, на время отдали другу и так далее). Поэтому есть смысл рассмотреть альтернативные методы раскручивания заклинившего диска.
С помощью газового ключа
Способ № 1: с помощью газового, трубного ключа. Способ не самый универсальный. Успех мероприятия зависит как от ключа, так и от гайки. Если все же удалось зацепиться, постарайтесь не переусердствовать. Если переборщить, можно сломать фиксирующую кнопку.
Разборка редуктора
Иногда диск заклинивает настолько сильно, что приходится разбирать редуктор. Для этого выкручивают прижимные болты, снимают крышку, зажимают в тисках ведомую шестерню, после чего откручивают гайку-фиксатор трубным ключом.
Нагрев гайки
Суть этого способа объясняется в школьном учебнике физики. В главе «Тепловое расширение металлов». Сам же метод чрезвычайно прост:
Узконаправленным потоком огня или горячего воздуха нагрейте прижимной фланец. Это можно сделать с помощью горелки или термофена.
Попробуйте открутить гайку.
И не удивляйтесь, если сидевшая как приваренная гайка пойдет как по маслу. Способ срабатывает достаточно часто. Однако есть и риски. При использовании этого метода можно перегреть масло в редукторе или вывести из строя подшипники.
Стачивание заклинившего круга
Не пренебрегая средствами индивидуальной защиты, разламывайте круг кусачками или плоскогубцами, откусывая от него по куску. Все, что осталось, придется стачивать. Чтобы это сделать:
- Включите угловую шлифмашинку.
- Зажмите в плоскогубцах деталь с абразивным покрытием или металлическую пластину с толщиной меньшей, чем у круга.
- Поднесите абразив к остаткам диска.
- Стачивайте до посадочной втулки.
- Попробуйте открутить гайку.
Использование проникающей смазки
Если гайка не откручивается, есть смысл попытаться ее смазать. Для срыва прикипевшей гайки хорошо подходит аэрозоль WD-40. Если жалко денег на недешевый американский состав, можете попробовать российские аналоги Унисма или VV-40. Они стоят в несколько раз дешевле, но тоже достаточно эффективны.
Можно попытаться использовать и другие жидкости с высокой проникающей способностью: бензин, уайт-спирит, керосин.
С применением перфоратора
Сильно затянутую гайку можно попытаться сорвать перфоратором или ударной дрелью в режиме долбления (без вращения!). Как правило, для этой операции оптимально подходит бур диаметром 6 миллиметров, который нужно упереть в торец фланца.
При этом болгарка должна быть надежно зафиксирована. Также должен быть заблокирован шпиндель.
Разрезать прижимной фланец ножовкой
Один из самых радикальных методов. Рекомендуется применять только в том случае, если ни один из других способов не принес результатов. Естественно, после распиливания вам понадобится другой фланец.